Вопрос тренеру
Владимир Касаткин:
Ответ
|
Какие существуют методы повышения концентрации внимания?
Ответ:
Из тех, что кажутся мне наиболее интересными
- Медитация. Из медитативных практик предпочтительны те, в которых нет каких-то опосредованных образов, только то, что "поставляет" организм в виде проприоцептивных (глубокое мышечное чувство) и кожных рецепторов. В идеале - Випассана 7
- Устный счет без помех и с помехами. Вы начинаете отнимать три от ста, затем три от девяносто семи, затем три от девяности четырех и т. д. Освоившись, вы просите вашего ближнего мешать вам, во время счета, отвлекая голосом. Существует также тренировки с помехами, с участием кричащих зрителей и других интерферирующих (вмешивающихся) раздражителей.
- Идеомоторная тренировка. Представление выполнения необходимого действия с использованием зрительных тактильных и иных форм чувствительности.
- Тренировка избирательного внимания к симулам (зрительным, слуховым, проприоцептивным) и чувствам
- «Паркование» и остановка мыслей
- Слежение за релевантными знаками (таблица с цифрами, в которых по времени нужно выбрать четные, с нулями и др.)
|
Вопрос тренеру
Владимир Касаткин:
Ответ
|
Как преодолеть страх перед соревнованиями?
Ответ:
Для того, чтобы победить свой страх нужно знать, что любая тревога и страх - это производное от ваших мыслей. Страха в чистом виде нет - это образ нашего сознания. Когда вы смотрите на соперника и подозреваете, что он вас победит, кора вашего мозга начинает посылать сигналы (слов они не понимают) подкорковым структурам (слов они не понимают), которые в грубом переводе означают: "бей или беги". Кинестетический (телесный) образ драки или бега начинает тут же воспроизводиться в виде мелких сокращений мышц (иногда доходя до дрожи), во внутренние органы посылаются сигналы борьбы (увеличивается количество сердечных сокращений, учащается дыхание и т.д.). Энергия неначавшейся драки субъективно воспринимается как тревога. На самом деле - это избыточная энергия, которую можно использовать для повышения результатов в соревновании. Мы подробно говорим об этом в нашем тренинге. Тревоге и страху нельзя говорить НЕТ, это только подкрепляет и подтверждает страх. На страх (точнее, на его образ) нужно смотреть, разглядывать его форму, консистенцию, цвет и др., тогда он начинает меняться и потихоньку уходить.
|
Вопрос тренеру
Владимир Касаткин:
Ответ
|
Чем отличается спортивный психолог от обычного?
Ответ:
К психологу в спорте предъявляются высокие профессиональные требования в области практической психологии. Но не менее важен и личный опыт психолога в определенном виде спорта. Приведу слова известного спортивного психолога, профессора Геннадия Горбунова: «лучше всего, если психолог сам занимался этим видом спорта, пожил жизнью этого вида и достиг определенных успехов в нем, когда он этот вид спорта не просто знает, но глубоко чувствует». Представьте, насколько эффективнее становится работа спортивного психолога, если он говорит со своими подопечными на одном языке, использует словечки и выражения, свойственные этому виду спорта.
Главной характеристикой любого психолога является его умение ладить с людьми. При этом психолог в спорте должен находить общий язык не только со спортсменом, но и с его окружением – так называемым «полем», воздействующим на спортсмена – тренером, врачом, массажистом, родителями. И если спортсмен зачастую заинтересован в работе с психологом и активно идет на контакт, то люди из окружения спортсмена могут быть настроены к психологу недоброжелательно, считая его конкурентом. Поэтому так важно для спортивного психолога умение определять и держать социальную дистанцию, оптимальную для общения с каждым.
К тому же психолог в спорте должен не просто выстраивать отношения, а уметь в процессе общения изменять состояние человека, владеть не только методами исследования, но и методами воздействия, т.е. быть педагогом-психологом.
Психолог в спорте должен проводить много времени на учебно-тренировочных сборах, чтобы сжиться со спортсменами, организовать коллектив и настроение в нем. Он должен создавать в команде нужные психические состояния, снимать последствия монотонии (состояние человека, возникающее при однообразной работе); проводить сеансы гипноза, внушенного отдыха, гетеротренинга, группового психотренинга, обучать спортсменов приемам саморегуляции, секундировать (т.е. управлять состоянием и поведением спортсмена непосредственно перед стартом и в процессе соревнований). Спортивный психолог может беседовать со спортсменами не только о тренировках и соревнованиях, но и об учебе, любви, музыке, кино, театре, книгах и т.д. Он должен быть способен улаживать конфликты, организовывать отдых спортсменов, создавать и поддерживать традиции коллектива и делать массу других, казалось бы, странных для обычного психолога дел, но вполне естественных для спортивного психолога, который хочет помочь спортсмену в его трудной спортивной жизни.
Геннадий Горбунов дает ряд полезных правил для успешной работы практического психолога в спорте. Итак, спортивный психолог:
- участвует в тренировочном процессе и в соревнованиях, но не претендует на лавры в случае успеха. Скромность и место в тени – его удел;
- изучает спортсменов не только с помощью их самооценок и специального инструментария, но в первую очередь наблюдая их на тренировках, соревнованиях, на отдыхе – везде, где можно увидеть психологические особенности без специального тестирования;
- все делает только с согласия тренера;
- является буфером в напряженных ситуациях между тренером и спортсменом;
- проявляет предельную корректность, выдавая тренеру психологическую характеристику спортсмена;
- высказывает свое мнение, однако не настаивает на нем и отдает тренеру право вынесения окончательного заключения о возможностях спортсмена;
- опытных тренеров не поучает, а ненавязчиво информирует в вопросах психологии спорта;
- ведет политику неприсоединения в конфликтных ситуациях в тренерской среде, в то же время участвуя в разрешении противоречивых ситуаций;
- никогда не распространяет доверенную ему информацию и не сталкивает различные мнения между собой. Располагая к откровенности, никогда не высказывает своего мнения о коллегах тренера
Вы готовы к этому? И по-прежнему мечтаете стать спортивным психологом? Вам присущи такие качества, как высокий интеллект, эмпатия (способность к сопереживанию), коммуникабельность и способность устанавливать доверительные отношения, поведенческая гибкость, чувство юмора, фанатичная преданность делу, доскональное знание специфики спорта, абсолютная уверенность в себе, колоссальная стрессоустойчивость, терпимость и выдержка? Если все это про вас, тогда дерзайте! Мир спорта ждет вас!
|
Вопрос тренеру
Владимир Касаткин:
Ответ
|
С тем, чем же может помочь спортсмену психолог, все более-менее ясно. Но у меня возник следующий вопрос, а почему все эти функции не может выполнять тренер – человек, как никто другой знающий своих воспитанников?
Ответ:
Конечно, любой квалифицированный тренер более-менее знаком с психологией – этому обучают в институтах физической культуры. И если даже этой информации недостаточно, ничто не мешает тренеру самому получить больше знаний в области спортивной психологии.
И действительно, были, есть, и надеюсь, будут, тренеры – великолепные психологи. Но бывает и так, что получив базовые знания по психологии, тренер уже считает себя специалистом, способным разрешить любую психологическую проблему. При этом зачастую помощь такого тренера спортсмену основана в большей степени на «своем житейском опыте», без учета психологических закономерностей. Так можно помочь спортсмену справиться с незначительными трудностями, с теми, причины возникновения которых лежат на поверхности. Но если источник проблемной ситуации располагается более глубоко, непрофессионализм может нанести непоправимый вред. Серьезные психологические проблемы должен все-таки решать психолог-профессионал. Это как в жизни – легкий насморк можно и самому вылечить, но при серьезных заболеваниях следует обратиться к врачу.
Главное – не запускать болезнь и не воспринимать психолога как доброго волшебника, который – раз! и одним движением руки снимет все проблемы. Ведь зачастую психолога приглашают в команду исправить ситуацию, которая «созревала» давно, достигла своей кульминации и времени на ее решение в обрез. Но так уж устроена наша психика, что для разрешения большинства проблем требуется регулярное воздействие в течение определенного промежутка времени, порой достаточно продолжительного. Психолог не хирург – невозможно мгновенно удалить страх перед соперником (упражнением, травмой и т.п.) или сформировать уверенность в победе на соревнованиях. Поэтому так важна постоянная профессиональная психологическая работа со спортсменом.
Но главная причина, почему тренер не может полностью заменить психолога, заключается в сущности той роли, которую тренер играет в жизни спортсмена.
Тренер в первую очередь работает на результат – голы, очки, баллы, метры, секунды. И в погоне за ним психологические проблемы спортсменов часто отходят на второй план. К тому же зачастую решение задач, стоящих перед тренером, требует авторитарного давления на спортсмена и строгой дисциплины. А что уж говорить в случае возникновения проблем во взаимоотношениях между спортсменом и самим тренером?
В этой ситуации спортивный психолог становится своеобразным буфером, отдушиной для спортсмена. Особенно актуальна работа психолога в сборных командах и игровых видах спорта, как заинтересованного, но не участвующего в борьбе человека.
Думаю, что в подготовке спортсмена должны участвовать и тренер, и психолог. У каждого из них свои задачи, и ни один из них не может заменить собой другого.
|
|
|